Из чего состоит бизнес план?
Вопреки сложившемуся стереотипу о едином формате документа, бизнес-план может выглядеть по-разному. Структура его меняется в зависимости от целей: некоторые разделы могут освещаться больше или меньше и даже вообще удаляться из списка.
Поэтому, прежде чем приступить к созданию БП определитесь с собственными целями.
Для чего он вам нужен:
- для получения грантов, субсидий от государственных организаций;
- для привлечения инвесторов и партнеров в новый бизнес;
- чтобы «потренироваться на бумаге» и принять решение о жизнеспособности идеи;
- как мотивационный инструмент для себя и сотрудников в достижении больших целей и т.д.
В зависимости от ответов на эти вопросы, вы будете знать, на какие разделы документа стоит обратить особое внимание, а какие и вовсе исключить. Эффективные менеджеры и успешные владельцы бизнеса предпочитают не тратить время на самостоятельное создание БП, а прибегают к услугам специализированных агентств.
Например, в компании ВТСКонсалтинг после подробного заполнения брифа (анкеты-вопросника) можно в течение недели получить готовый бизнес план с расчетами.
Общая структура документа:
- Введение (краткий анализ эффективности будущего бизнеса).
- Анонсирование проекта.
- Результаты маркетинговых исследований и стратегия развития.
- План создания продукции (только для производственных предприятий).
- Организационная часть.
- Бюджет проекта.
- Выводы о перспективах бизнеса и его успешности.
Что нужно инвесторам
Если вы хотите привлечь дополнительные средства в свой проект (гранты, инвестиции, кредиты), уделите особое внимание 1,6 и 7 части документа. Тех, кто могут вложиться в развитие бизнеса будет в первую очередь интересовать финансовая сторона вопроса:
- сколько нужно денег;
- когда и какими суммами они потребуются;
- целевая аудитория;
- место компании на глобальном рынке сбыта;
- как быстро окупятся вложения;
- когда и какими суммами будут возвращаться;
- риски потерь и возможности прибыли.
Кому нужны маркетинговые исследования
А этот пункт в первую очередь должен интересовать владельца бизнеса. Именно в этой части должен быть прочерчен основной «маршрут движения» компании на ближайший год. Определены цели и задачи, просчитаны малейшие риски, проведен обзор конкурентов и целевых рынков сбыта. Тут же уместно спрогнозировать, какую долю удастся завоевать новой компании на устоявшихся уже рынках.
Если вы создаете документ для себя, а не для инвесторов, этому пункту плана стоит уделить особое внимание.
Организационные вопросы
Их освещение полезно непосредственно для участников проекта: владельца, ТОПов и рядовых сотрудников. Здесь должны четко распределиться роли и зона ответственности каждого.
Бюджет проекта
Основная финансовая часть документа. Здесь прописываются все планируемые затраты до копейки в периоде. Учитывается также амортизация, риски, взятки.
Также подробно освещается вопрос получения доходов и просчитывается прибыть. Расставляются реперные точки с точными планируемыми данными.
Выводы о перспективах бизнеса
На основании бюджетной части проводится подробный анализ и делаются выводы о дальнейшей успешности и эффективности проекта.