To Top

Из чего состоит бизнес план?

Вопреки сложившемуся стереотипу о едином формате документа, бизнес-план может выглядеть по-разному. Структура его меняется в зависимости от целей: некоторые разделы могут освещаться больше или меньше и даже вообще удаляться из списка.

Поэтому, прежде чем приступить к созданию БП определитесь с собственными целями.

Готовый бизнес-план

Для чего он вам нужен:

  • для получения грантов, субсидий от государственных организаций;
  • для привлечения инвесторов и партнеров в новый бизнес;
  • чтобы «потренироваться на бумаге» и принять решение о жизнеспособности идеи;
  • как мотивационный инструмент для себя и сотрудников в достижении больших целей и т.д.

В зависимости от ответов на эти вопросы, вы будете знать, на какие разделы документа стоит обратить особое внимание, а какие и вовсе исключить. Эффективные менеджеры и успешные владельцы бизнеса предпочитают не тратить время на самостоятельное создание БП, а прибегают к услугам специализированных агентств.

Например, в компании ВТСКонсалтинг после подробного заполнения брифа (анкеты-вопросника) можно в течение недели получить готовый бизнес план с расчетами.

Общая структура документа:

  1. Введение (краткий анализ эффективности будущего бизнеса).
  2. Анонсирование проекта.
  3. Результаты маркетинговых исследований и стратегия развития.
  4. План создания продукции (только для производственных предприятий).
  5. Организационная часть.
  6. Бюджет проекта.
  7. Выводы о перспективах бизнеса и его успешности.

Что нужно инвесторам

Если вы хотите привлечь дополнительные средства в свой проект (гранты, инвестиции, кредиты), уделите особое внимание 1,6 и 7 части документа. Тех, кто могут вложиться в развитие бизнеса будет в первую очередь интересовать финансовая сторона вопроса:

  • сколько нужно денег;
  • когда и какими суммами они потребуются;
  • целевая аудитория;
  • место компании на глобальном рынке сбыта;
  • как быстро окупятся вложения;
  • когда и какими суммами будут возвращаться;
  • риски потерь и возможности прибыли.

Кому нужны маркетинговые исследования

А этот пункт в первую очередь должен интересовать владельца бизнеса. Именно в этой части должен быть прочерчен основной «маршрут движения» компании на ближайший год. Определены цели и задачи, просчитаны малейшие риски, проведен обзор конкурентов и целевых рынков сбыта. Тут же уместно спрогнозировать, какую долю удастся завоевать новой компании на устоявшихся уже рынках.

Если вы создаете документ для себя, а не для инвесторов, этому пункту плана стоит уделить особое внимание.

Организационные вопросы

Их освещение полезно непосредственно для участников проекта: владельца, ТОПов и рядовых сотрудников. Здесь должны четко распределиться роли и зона ответственности каждого.

Бюджет проекта

Основная финансовая часть документа. Здесь прописываются все планируемые затраты до копейки в периоде. Учитывается также амортизация, риски, взятки.

Также подробно освещается вопрос получения доходов и просчитывается прибыть. Расставляются реперные точки с точными планируемыми данными.

Выводы о перспективах бизнеса

На основании бюджетной части проводится подробный анализ и делаются выводы о дальнейшей успешности и эффективности проекта.