Как правильно написать бизнес план
Грамотное планирование необходимо абсолютно всем, не зависимо от специфики и глобальности бизнес-проекта. Бизнес-план не только важнейший инструмент получения инвестиций, но и будущая «карта жизни» предпринимателя. Там можно просчитать заранее все возможные риски, найти пути обхода «подводных камней» и все возможные решения кризисных ситуаций и, наконец, сделать выводы о жизнеспособности самого бизнеса.
По какому пути пойти предпринимателю
Есть несколько способов «добыть» грамотный бизнес-план:
- заказать разработку БП у профессионалов;
- скачать бесплатный шаблон с интернета и подставить свои значения;
- самостоятельно провести все исследования и расчеты и разработать детально документ, не жалея сил и времени.
Новичкам бизнеса мы настоятельно рекомендуем заказать разработку документа у специалистов. Наша команда более 6 лет занимается разработкой бизнес-планов для среднего и крупного бизнеса. Прямо здесь на сайте можно узнать, сколько стоит заказать бизнес план, специфику и сроки его разработки, и даже посмотреть готовые работы в портфолио.
Если хочется сэкономить, можно заняться планированием самому. Помните только пословицу про «бесплатный сыр», потому мы не рекомендуем использовать бесплатные шаблоны с интернета. Они принесут больше вреда, чем пользы.
Если уж решили заняться самостоятельно всеми этапами разработки БП, воспользуйтесь рекомендациями наших экспертов.
Защищаем теорему «от противного»
Помните, в школе на уроке геометрии всегда было несколько способов доказать теорему. Самый простой из них – от противного. Мы тоже рекомендуем при составлении плана отталкиваться от противного, т.е. самых распространенных ошибок предпринимателей новичков.
Четко намечайте цель
Главный успех снайпера – умение точно прицелиться. Главный успех бизнесмена – четко определиться с целью деятельности и грамотно спланировать стратегию ее достижения.
Распространенная ошибка: считать целью бизнес или его нишу. Нет! Цель всегда выражается в единицах измерения прибыли – точной сумме денег, которую вы планируете получить через определенный временной промежуток.
Вооружитесь фактами
Большинство новичков бизнеса слишком мало времени уделяют маркетинговым исследованиям. Это самая главная ошибка, которая в 9 случаях из 10 ведет к провалу. Ваши знания о рынке: его потребностях, специфике, интересах и ожидании аудитории, конкурентной среде и т.д. – это ваши козыри в игре на выживание.
Вот почему конкретно эту часть планирования даже самые экономные дельцы всегда поручают профессионалам. Только эксперты-маркетологи смогут детально проанализировать рынок и выдать необходимые рекомендации по его покорению.
Деньги любят счет
Еще одна грубая ошибка самостоятельного планирования: поверхностное отношение к цифровым данным. Часто предприниматели занижают риски и затраты и завышают ожидаемые доходы и прибыль. В реальной жизни это зачастую приводит к банкротству.
Отнеситесь с особой тщательностью к финансовой части проекта. Вы обязаны предусмотреть все:
- форс-мажоры и взятки;
- повышение налогов и аренды;
- сезонность и колебание валют.
Не забывайте по-честному и планируемые доходы посчитать с учетом человеческого фактора, задержек с открытием, происков конкурентов, возможного демпинга и т.д.
Даже, если вам кажется, что вы все предусмотрели и составили документ идеально, лучше подстраховаться и отдать его на проверку специалистам, прежде чем ринуться в бой.