Ошибки при разработке бизнес-плана
Основная беда современных предпринимателей – халатное отношение к планированию и документации. До сих пор есть много бизнесменов, которые не воспринимают всерьез важную роль бизнес-плана в развитии своего проекта. Когда документы составляются просто «для галочки» на основе бесплатного шаблона в интернете, нет смысла ожидать, что они как-то помогут в кризисной ситуации.
На нашей практике есть множество примеров того, как эффективное использование бизнес-планирования приводит к успеху. Главное условие при этом – грамотное и тщательное составление документа.
Специалисты ВтсКонсалт подготовили краткий чек-лист, что нужно делать, чтобы избежать ошибок при грамотной разработке бизнес-плана.
Давайте, рассмотрим 5 основных ошибок, которые допускает большинство предпринимателей при составлении документа:
Невнятность
Описание проекта размытое. Стартапер увлекается глобальным описанием идеи, и забывает о конкретных фактах. Нет четких ответов на вопросы:
- о поставщиках и логистике;
- целевой аудитории;
- конкурентных преимуществах продукта;
- способах его реализации;
- сроках получения прибыли.
Правило 1: Подтверждайте идею фактами и цифрами. Пропишите наперед все возможные вопросы инвесторов или партнеров, и подготовьте четкие и понятные ответы.
Нерелевантный посыл
Документ разрабатывается формально в общих фразах, на стандартных шаблонах. Часто получается так, что он не подходит инвестору или кредитору, и его приходится переделывать.
Правило 2: Определитесь с целью: для чего вы создаете документ, кто будет его принимать. Например, грантовые организации и некоторые банки-кредиторы имеют свои специфические требования к формату и сути бизнес-плана. Выясните это перед тем, как начинать писать.
Поверхностный анализ
Изначальные цифры – маркетинговый анализ рынка конкурентов и покупательской среды – берутся «с потолка». Не проводятся масштабные исследования. А ведь именно на этих входящих данных строится самая важная финансовая часть БП!
Правило 3: Соберите максимально точные данные для подробного маркетингового анализа рынка перед тем, как на него входить с новым продуктом. Лучше всего для этого использовать специалистов. Например, в компании VTSConsulting есть маркетинговый отдел, который профессионально проводит исследования.
Занижение или сознательное завышение цифр
Бывает, предприниматель выдает желаемое за действительное, и приводит в расчётах некорректные цифры. Например, занижает себестоимость продукции и расходов на реализацию. Или завышает розничную цену и планируемую прибыль. Нереальные финансовые данные сразу «бросаются в глаза» опытным инвесторам и кредиторам. Такой документ скорее всего вернут на доработку.
Правило 4: Тщательно подходите к каждой цифре в расчетах. Учитывайте малейшие риски и нюансы в расходах (форс-мажоры, человеческий фактор, кризис). Адекватно формируйте ценовую политику, опираясь на конкурентный анализ и возможности вашей целевой аудитории.
Нет графика погашения задолженности
Если вам нужен бизнес-план для инвесторов или кредиторов, чтобы привлечь деньги в проект, он должен содержать часть расчетов с графиком погашения кредита. Инвесторы должны точно знать, когда и какими суммами они вернут свои вложения и сколько на этом заработают.