To Top

Ошибки при разработке бизнес-плана

Основная беда современных предпринимателей – халатное отношение к планированию и документации. До сих пор есть много бизнесменов, которые не воспринимают всерьез важную роль бизнес-плана в развитии своего проекта. Когда документы составляются просто «для галочки» на основе бесплатного шаблона в интернете, нет смысла ожидать, что они как-то помогут в кризисной ситуации.

На нашей практике есть множество примеров того, как эффективное использование бизнес-планирования приводит к успеху. Главное условие при этом – грамотное и тщательное составление документа.

Специалисты ВтсКонсалт подготовили краткий чек-лист, что нужно делать, чтобы избежать ошибок при грамотной разработке бизнес-плана.

Давайте, рассмотрим 5 основных ошибок, которые допускает большинство предпринимателей при составлении документа:

Невнятность

Описание проекта размытое. Стартапер увлекается глобальным описанием идеи, и забывает о конкретных фактах. Нет четких ответов на вопросы:

  • о поставщиках и логистике;
  • целевой аудитории;
  • конкурентных преимуществах продукта;
  • способах его реализации;
  • сроках получения прибыли.

Правило 1: Подтверждайте идею фактами и цифрами. Пропишите наперед все возможные вопросы инвесторов или партнеров, и подготовьте четкие и понятные ответы.

Нерелевантный посыл

Документ разрабатывается формально в общих фразах, на стандартных шаблонах. Часто получается так, что он не подходит инвестору или кредитору, и его приходится переделывать.

Правило 2: Определитесь с целью: для чего вы создаете документ, кто будет его принимать. Например, грантовые организации и некоторые банки-кредиторы имеют свои специфические требования к формату и сути бизнес-плана. Выясните это перед тем, как начинать писать.

Поверхностный анализ

Изначальные цифры – маркетинговый анализ рынка конкурентов и покупательской среды – берутся «с потолка». Не проводятся масштабные исследования. А ведь именно на этих входящих данных строится самая важная финансовая часть БП!

Правило 3: Соберите максимально точные данные для подробного маркетингового анализа рынка перед тем, как на него входить с новым продуктом. Лучше всего для этого использовать специалистов. Например, в компании VTSConsulting есть маркетинговый отдел, который профессионально проводит исследования.

Занижение или сознательное завышение цифр

Бывает, предприниматель выдает желаемое за действительное, и приводит в расчётах некорректные цифры. Например, занижает себестоимость продукции и расходов на реализацию. Или завышает розничную цену и планируемую прибыль. Нереальные финансовые данные сразу «бросаются в глаза» опытным инвесторам и кредиторам. Такой документ скорее всего вернут на доработку.

Правило 4: Тщательно подходите к каждой цифре в расчетах. Учитывайте малейшие риски и нюансы в расходах (форс-мажоры, человеческий фактор, кризис). Адекватно формируйте ценовую политику, опираясь на конкурентный анализ и возможности вашей целевой аудитории.

Нет графика погашения задолженности

Если вам нужен бизнес-план для инвесторов или кредиторов, чтобы привлечь деньги в проект, он должен содержать часть расчетов с графиком погашения кредита. Инвесторы должны точно знать, когда и какими суммами они вернут свои вложения и сколько на этом заработают.