
Бизнес-план разработки и запуска обучающего шахматного сайта (с финансовой моделью)
- 74
 - Русский
 - 07.09.2020
 - В электронном виде
 - 
                                
								 
скачать (Pdf)
 
- Описание
 - Содержание
 - Приложения
 
Адаптация данного бизнес-плана возможна под любой проект на территории России, Украины и стран СНГ
К данному бизнес-плану прилагается финансовая модель в отдельном файле, которая позволяет с легкостью выстроить новый финансовый план методом ввода соответствующих данных. В финансовую модель встроен калькулятор инвестора, с помощью которого можно рассчитать финансовые показатели для потенциального инвестора, исходя из процента вложенных средств и доли.
***
Идея проекта: разработка и запуск обучающего шахматного сайта.
5 курсов различной сложности:
- «учимся играть в шахматы»;
 - «от новичка до победителя»
 - «думай как шахматист»
 - «секреты шахматного мастерства»
 - «экспертный».
 
3 вида турниров:
- турнир на арене;
 - швейцарские турниры;
 - тематические турниры.
 
География: Россия.
Рынок и отрасль:
- 1. Среди сайтов шахматной тематики присутствуют как профессиональные международные порталы, на которых происходит до миллиона партий в день, так и небольшие любительские сайты с низким уровнем дизайна и разработки.
 - В целом, схема онлайн-обучения, используемая любой из обучающих программ, в целом сводится к трем основным позициям: решение шахматных задач, обучающая игра с компьютером, обучающая игра с живым противником.
 - Мобильные приложения, посвященные обучению шахматам, как правило, имеют очень простой интерфейс. Среди данного направления представлено несколько крупных российских проектов, являющихся важными конкурентами проекта.
 - Мобильные симуляторы шахмат – это очень популярный среди разработчиков вид приложений, который позволяет собрать достаточно большую аудиторию за счет того, что нет необходимости продвигать и раскручивать собственную игровую концепцию. При этом рынок настолько насыщен, что для входа на него требуются значительные вложения в рекламу.
 - Десктопные решения для обучения игры в шахматы еще используются некоторыми онлайн-школами, однако значительно устарели и зачастую могут быть заменены более современными мобильными решениями. Основным поставщиком десктопных решений в России является компания ChessOK.
 
Конкурентная среда:
- любительские проекты, не влияющие особо на развитие рынка;
 - крупные международные игровые порталы (chess.com, lichess.org и другие);
 - специализированные обучающте приложения (Chess King, Шахматный Тренер).
 
Финансовые показатели проекта:
| 
 Показатели для компании  | 
 Ед. изм.  | 
 Значение  | 
| 
 Необходимые инвестиции  | 
 тыс. руб.  | 
 3 836  | 
| 
 NPV  | 
 тыс. руб.  | 
 ***  | 
| 
 Индекс прибыльности (PI)  | 
 раз  | 
 ***  | 
| 
 IRR  | 
 %  | 
 46%  | 
| 
 Срок окупаемости  | 
 мес.  | 
 30  | 
| 
 Дисконтированный срок окупаемости  | 
 мес.  | 
 ***  | 
| 
 Условия инвестирования  | 
 Значение  | 
| 
 Деньги инвестора в общей сумме инвестиций  | 
 100%  | 
| 
 Доля инвестора  | 
 75%  | 
| 
 Показатели для инвестора  | 
 Ед. изм.  | 
 Значение  | 
| 
 Необходимые инвестиции  | 
 тыс. руб.  | 
 3 836  | 
| 
 NPV  | 
 тыс. руб.  | 
 ***  | 
| 
 Индекс прибыльности (PI)  | 
 раз  | 
 **  | 
| 
 IRR  | 
 %  | 
 22%  | 
| 
 Срок окупаемости  | 
 мес.  | 
 41  | 
| 
 Дисконтированный срок окупаемости  | 
 мес.  | 
 ***  | 
Выдержки из исследования
Анализ состояния шахмат в России
Согласно отчету 5-ФК (сводный) «Сведения по организациям, осуществляющих спортивную подготовку» по состоянию на 01.01.2020 года, численность занимающихся шахматами в России составила *** чел.
***% занимающихся шахматами находятся на этапе начальной подготовки, а ***% на тренировочном этапе.
Диаграмма 1. Численность занимающихся шахматами по этапам спортивной подготовки, %
***
В возрастной структуре преобладают дети в возрасте от 6 до 15 лет – ***%.
Диаграмма 2. Численность занимающихся шахматами по возрасту, %
***
Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) провел исследование о том, какое представление россияне имеют о шахматах.
Россияне практически поровну разделились на тех, кто умеет играть в шахматы (***%), и на тех, кто с этой игрой не знаком (***%). Больше всего поклонников шахмат среди высокообразованных (*** против ***% малообразованных), обеспеченных (*** против ***% малообеспеченных), жителей двух столиц (*** против ***% селян).
Те, кто шахматы освоил, как правило, сегодня в них практически не играет. Так, не смогли вспомнить, когда последний раз играли в эту игру ***%, еще ***% делают это очень редко (несколько раз в год). Регулярно к шахматам обращаются только ***% игроков. В первую очередь это жители Северо-Кавказского округа (***%), малых городов (***%), респонденты 25-34 лет (***%). А вот забросили шахматы в основном пожилые игроки (***%), селяне и жители средних городов (***%).
Две трети опрошенных (***%) позитивно относятся к идее обучения игре в шахматы подрастающего поколения в семье. Еще ***% сообщили, что их дети/внуки уже освоили эту игру. Не считают нужным обучать молодежь шахматам ***% россиян. Те, кто умеет играть в шахматы, чаще выступают за обучение им подрастающего поколения (*** против ***% не играющих) или же сообщают, что их дети уже освоили эту игру (*** против ***% соответственно). А вот те, кто не увлечен этой игрой, чаще не видят смысла привлекать к ней молодежь (*** против ***%). Также менее заинтересованы в освоении шахмат подрастающим поколением и те, кто считает их просто увлечением, а не видом спорта (*** против ***%), молодежь (***%), женщины (***%).
Исходя из портрета целевой аудитории, в таблице ниже рассчитаем целевую аудиторию проекта. Согласно сегментации потенциальных потребителей Ryan и Gross, проект при эффективной политике продвижения имеет возможность привлечь 2,5% потребителей от общей целевой аудитории.
Таким образом потенциальная целевая аудитория проекта составит *** клиентов/месяц (*** чел.*0,025/12 мес.).
Данные о рынке сайтов и приложений, обучающих игре в шахматы
На сегодняшний день сегмент онлайн-обучения шахматам представлен несколькими направлениями.
Во-первых, это сайты, предлагающие определенный набор способов обучения, рассмотренных ниже – от решения задач до игры с живым противником или с компьютерным алгоритмом.
Во-вторых, это приложения для смартфонов, являющиеся дополнениями обучающих сайтов (chess.com, lichess и т.д.).
В-третьих, это симуляторы игры в шахматы, не предоставляющие специальных возможностей в плане обучения, но дающие возможность сыграть как с компьютером (с разными уровнями сложности), так и с живым игроком.
Если говорить о платформах, на которых реализованы данные обучающие программы, то большинстве случаев это мобильные приложения и сайты (веб-приложения), доля десктопных решений на сегодняшний день стремительно сокращается и особого влияния на рынке они уже не имеют.
Схема онлайн-обучения, используемая любой из обучающих программ, в целом сводится к трем основным позициям:
- решение шахматных задач;
 - обучающая игра с компьютером;
 - обучающая игра с живым противником.
 
В отдельных случаях возможны некоторые изменения в общей схеме, так портал online-chess-school.ru предлагает обучение в онлайн-режиме по Skype. Однако в целом, процесс обучения сводится к указанным выше трем пунктам. Рассмотрим их подробнее.
- Решение шахматных задач.
 
Данный пункт является неотъемлемым этапом обучения игре в шахматы, однако реализован он может быть по-разному. В простейшем варианте, встречающемся на наиболее старых сайтах, шахматная задача представляет собой картинку с расположением фигур, необходимые ходы обучающийся должен просчитать умозрительно или на бумаге, сверившись затем с правильным ответом ниже. По сути такой вариант реализации ничем не отличается от шахматных задач, публикуемых в печатных изданиях.
Более продвинутый вариант реализации представляет собой интерактивный симулятор шахматной доски, где игрок сам двигает фигуры. Тут ключевая разница между представленными вариантами заключается в используемой технологии. Значительная часть таких обучающих симуляторов реализована на Flash, что ограничивает срок их использования, поскольку жизненный цикл технологии будет завершён в конце 2020 года, когда Adobe прекратит поддержку данной технологии. При этом уже сейчас большинство современных браузеров по умолчанию блокирует flash-приложения, что у начинающего пользователя может создать впечатление, будто раздел сайта не работает. Наиболее современные веб-симуляторы шахматных задач реализованы на платформе HTML5.
В случае мобильных приложений симулятор шахматных задач как правило реализуется в виде портированного веб-приложения. С точки зрения UI такой способ реализации существенно отличается в худшую сторону от нативных приложений для смартфонов (т.е. разработанных изначально для мобильных платформ) и выглядит как мобильная версия сайта, «упакованная» в приложение. Так, в частности, реализована серия Chess King.
- Обучающая игра с компьютером.
 
Наиболее широкий ряд обучающих программ представлен именно этим пунктом. Сама концепция игры с компьютером предполагает мультиплатформенную реализацию – от браузерных игр до мобильных приложений под любые виды платформ. К игре с живым противником это также относится, однако в меньшей степени, поскольку последняя требует достаточно широкой аудитории приложения.
Любые программы, используемые для обучающей игры, основаны на одном из перечисленных ниже алгоритмов («движков»). Они не имеют собственного интерфейса и интегрируются с любыми графическими оболочками. Их рейтинг представлен в Таблице ниже.
Таблица 1. Рейтинг шахматных алгоритмов, 2016 г.
***
Лучшие шахматные движки имеют рейтинг ЭЛО (ФИДЕ) на уровне около 3 300 пунктов, при том, что рейтинг сильнейших шахматистов мира не достигает 3 000 пунктов.
В процессе обучения имеет значение процент альтернативных (ошибочных) действий, выполняемых движком для того, чтобы ученик мог выиграть, поскольку в противном случае обучающий эффект резко снижается.
- Обучающая игра с живым противником.
 
Как было отмечено выше, для реализации обучения путем игры с живым противником, необходима достаточно большая и активная аудитория соответствующего сайта либо приложения.
Относительно небольшое число браузерных шахматных симуляторов может похвастаться достаточно широкой и стабильной аудиторией, позволяющей обеспечить быстрый поиск противника и адекватное число комбинаций игроков разного уровня.
Разумеется, в некоторых случаях живой противник может незаметно для игрока подменяться алгоритмом, который достаточно достоверно имитирует действия реального человека («раздумывает» перед сложным ходом и т.д.).
В случае мобильных приложений число программ, имеющих достаточно широкую аудиторию, значительно больше, поскольку, как будет показано в следующем разделе, только лишь число скачиваний этих приложений может достигать десятков миллионов.
Плюсом данного метода обучения является максимальная приближенность симуляции к реальному шахматному турниру – рейтинги лучших игроков и т.д., что стимулирует игровой азарт пользователя.
Помимо этих трех направлений, как было указано выше, отдельными сайтами проводится платное обучение по Skype с тренерами, в некоторых случаях – вебинары.
В условиях, когда функционал сайтов почти идентичен, важным фактором различия между обучающими порталами является их пользовательский интерфейс.
Если говорить о качестве интерфейса, то немаловажное значение имеет внешний вид обучающего портала. На сегодняшний день некоторые сайты, посвященные шахматам, как российские, так и международные, например chessgames.com, до сих пор выполнены на HTML версии 3 или 4, что соответствует веб-стандартам до 2000 года. В глазах пользователя такая реализация умаляет значимость не только сайта, но и тематики в целом, делая ее «немодной».
В отличие от сайтов, большинство мобильных приложений в силу высокой конкуренции стараются сделать дизайн интерфейса как можно более привлекательным чтобы выделить свой продукт на фоне прочих при практически идентичном функционале. При этом следует отметить, что шахматные мобильные приложения – пример продукта, где в дизайн и рекламу вкладываются значительно большие средства, чем в разработку, поскольку, как было отмечено выше, модифицировать функционал шахматного симулятора практически невозможно.
В плане монетизации сегмента основная доля выручки приходится на рекламу в мобильных приложениях. Большинство обучающих сайтов – полностью бесплатны. Исключение составляют сайты, предлагающие платную подписку на индивидуальное обучение, а также имеющие собственный интернет-магазин.
| 
 Перечень таблиц, диаграмм, рисунков  | 
 4  | 
| 
 Резюме проекта  | 
 6  | 
| 
 Раздел 1. Описание проекта  | 
 8  | 
| 
 1.1. Идея проекта  | 
 8  | 
| 
 1.2. Компоненты проекта  | 
 8  | 
| 
 1.3. Бизнес-модель проекта  | 
 9  | 
| 
 Раздел 2. Анализ рынка  | 
 11  | 
| 
 2.1. Анализ состояния шахмат в России  | 
 11  | 
| 
 2.2. Данные о рынке сайтов и приложений, обучающих игре в шахматы  | 
 13  | 
| 
 Раздел 3. Конкурентное окружение  | 
 18  | 
| 
 3.1. Обучающие сайты  | 
 18  | 
| 
 3.2. Обучающие приложения  | 
 25  | 
| 
 3.3. Шахматные симуляторы  | 
 27  | 
| 
 3.4. Стратегическая канва  | 
 30  | 
| 
 Раздел 4. Маркетинговый план  | 
 33  | 
| 
 4.1. Анализ маркетинговых инструментов конкурентных проектов  | 
 33  | 
| 
 4.2. Стратегия продвижения проекта  | 
 35  | 
| 
 Раздел 5. Организационный план  | 
 38  | 
| 
 5.1. Этапы реализации проекта  | 
 38  | 
| 
 5.2. Персонал  | 
 40  | 
| 
 Раздел 6. Финансовый план  | 
 41  | 
| 
 6.1. Допущения, принятые для расчетов  | 
 41  | 
| 
 6.2. Сезонность  | 
 43  | 
| 
 6.3. Цены  | 
 44  | 
| 
 6.4. Объемы реализации  | 
 44  | 
| 
 6.5. Выручка  | 
 45  | 
| 
 6.6. Персонал  | 
 46  | 
| 
 6.7. Затраты  | 
 47  | 
| 
 6.8. Налоги  | 
 48  | 
| 
 6.9. СОК  | 
 48  | 
| 
 6.10. Инвестиции  | 
 49  | 
| 
 6.11. Капитальные вложения  | 
 50  | 
| 
 6.12. Отчет о прибыли и убытках  | 
 50  | 
| 
 6.13. Отчет о движении денежных средств  | 
 53  | 
| 
 6.14. Баланс  | 
 54  | 
| 
 6.15. Расчет ставки дисконтирования по методу WACC  | 
 56  | 
| 
 6.16. Показатели экономической эффективности  | 
 57  | 
| 
 Раздел 7. Анализ рисков проекта  | 
 62  | 
| 
 7.1. Анализ чувствительности  | 
 62  | 
| 
 7.2. Анализ безубыточности  | 
 70  | 
| 
 ИНФОРМАЦИЯ О КОМПАНИИ «VTSConsulting»  | 
 74  | 
| 
 Таблицы  | 
 
  | 
| 
 Таблица 1. Бизнес-модель Canvas проекта  | 
 10  | 
| 
 Таблица 2. Рейтинг шахматных алгоритмов, 2016 г.  | 
 15  | 
| 
 Таблица 3. Профиль конкурентного сайта Chess.com  | 
 18  | 
| 
 Таблица 4. Профиль конкурентного сайта Lichess  | 
 18  | 
| 
 Таблица 5. Профиль конкурентного сайта Шахматная Планета  | 
 19  | 
| 
 Таблица 6. Профиль конкурентного сайта Chess King  | 
 20  | 
| 
 Таблица 7. Профиль конкурентного сайта Chesswood  | 
 21  | 
| 
 Таблица 8. Профиль конкурентного сайта Chessok.net  | 
 22  | 
| 
 Таблица 9. Профиль конкурентного сайта Chess Games  | 
 23  | 
| 
 Таблица 10. Профиль конкурентного сайта Woochess  | 
 23  | 
| 
 Таблица 11. Профиль конкурентного сайта Шахматы с Жориком (Chessmatenok)  | 
 24  | 
| 
 Таблица 12. Профиль конкурентного сайта Шахматная Школа Онлайн  | 
 24  | 
| 
 Таблица 13. Профиль приложения Шахматы – Играй и Учись  | 
 25  | 
| 
 Таблица 14. Профиль приложения Chess for Kids - Play & Learn  | 
 26  | 
| 
 Таблица 15. Профиль приложения Lichess  | 
 26  | 
| 
 Таблица 16. Профиль приложения Chess King  | 
 26  | 
| 
 Таблица 17. Профиль приложения Шахматный тренер (Chess Couch) от KemigoGames  | 
 27  | 
| 
 Таблица 18. Профиль приложения Chess Free (AI Factory Limited)  | 
 28  | 
| 
 Таблица 19. Профиль приложения Шахматы (Chess Prince)  | 
 28  | 
| 
 Таблица 20. Профиль приложения Шахматы (Chess and Checkers Games)  | 
 28  | 
| 
 Таблица 21. Деление конкурентов по конкурентным преимуществам  | 
 29  | 
| 
 Таблица 22. Этапы продвижения проекта  | 
 36  | 
| 
 Таблица 23. Инструменты маркетинговой стратегии  | 
 36  | 
| 
 Таблица 24. Пример курса «Учимся играть в шахматы»  | 
 39  | 
| 
 Таблица 25. Виды турниров  | 
 39  | 
| 
 Таблица 26. Штат персонала  | 
 40  | 
| 
 
  | 
 
  | 
| 
 Диаграммы  | 
 
  | 
| 
 Диаграмма 1. Численность занимающихся шахматами по этапам спортивной подготовки, %  | 
 11  | 
| 
 Диаграмма 2. Численность занимающихся шахматами по возрасту, %  | 
 12  | 
| 
 Диаграмма 3. Стратегическая канва проекта и ближайших конкурентов  | 
 32  | 
| 
 Диаграмма 4. Эффективность маркетинговых инструментов конкурентных проектов, %  | 
 33  | 
| 
 Диаграмма 5. Структура маркетинговых инструментов для онлайн-продвижения с учетом их эффективности, %  | 
 34  | 
| 
 Диаграмма 6. Маркетинговые инструменты конкурентных проектов  | 
 34  | 
| 
 Рисунки  | 
 
  | 
| 
 Рисунок 1. Структура «Подготовительного» этапа  | 
 38  | 
| 
 Рисунок 2. Структура этапа «Запуск»  | 
 39  | 
