Бизнес-план создания компании, специализирующейся на розничной торговле автозапчастями
- 61
- Русский
- 02.11.2023
- В электронном виде
-
скачать (Pdf)
- Описание
- Содержание
- Приложения
Адаптация данного бизнес-плана возможна под любой проект на территории России и стран СНГ
***
Идея проекта: создание компании, специализирующейся на розничной торговле автозапчастями.
География реализации автозапчастей: вся территория РФ.
Рыночная ситуация:
- За первое полугодие 2023 года в России было продано *** тыс. машин. Прогноз на конец года – общие продажи *** тыс. новых автомобилей. Прогнозируется, что дилеры будут все более активно продавать машины с пробегом. Примерно ***% движущегося парка будет перепродано в 2023 году. Изменится средний период владения автомобилем – новый срок будет около *** лет.
- Гарантийный парк автомобилей в России продолжает уменьшаться. По итогам 2022 года он составлял *** млн ед., в 2023 году эксперты прогнозируют снижение до *** млн ед. В 2024 году в парке будет насчитываться менее *** млн машин. Такое снижение приведет к значительному спаду загрузки сервиса официальных дилеров.
- Движущийся автопарк России по итогам 2022 года снизился на *** тыс. авто или на ***%. За первое полугодие 2023 года снижение парка продолжилось и уже составило ***% или меньше на *** тыс. автомобилей.
- Позитивный тренд на рынке выражается в количестве машинозаездов на автосервис. В первом полугодии 2023 года этот показатель составил *** машинозаезда. АRPU (средняя сумма, потраченная за год автовладельцем в сети) выросла и составляет в 2023 году в среднем около *** тыс. руб.
- В 2022 году емкость российского рынка новых автозапчастей в денежном выражении составила *** трлн руб., а в натуральном – *** млрд шт. Емкость вторичного рынка автозапчастей составила *** трлн руб., в том числе для иномарок – *** трлн руб., а *** трлн руб. россияне потратили на запчасти для автомобилей отечественных брендов. Средняя стоимость автозапчастей на легковые и легкие коммерческие автомобили (LCV) в России выросла с начала 2023 года на ***%.
- Наивысший рост финансовых показателей произошел у компаний, торгующих автозапчастями в розницу. Для розничных магазинов маржинальность выросла до ***% в 2022 году, по сравнению с ***% в 2021-м. Одновременно чистая прибыль этих компаний выросла на рекордные ***% и составила *** млрд руб. (*** млрд руб. годом ранее). Совокупная выручка составила *** млрд руб. (*** млрд руб. в 2021-м).
Конкурентное окружение: AvtoALL, Autodoc, Движком, Автопрофи, Exist.ru.
Маркетинговые инструменты: сайт, участие в тендерах, сотрудничество с техцентрами по ремонту спецтехники, исходящая работа менеджеров с потенциальными клиентами, SMM-продвижение, размещение объявлений на Avito.
Финансовые показатели проекта:
Показатели для компании |
Ед. изм. |
Значение |
Необходимые инвестиции |
тыс. руб. |
123 313 |
NPV |
тыс. руб. |
*** |
Индекс прибыльности (PI) |
раз |
4,78 |
IRR |
% |
*** |
Срок окупаемости |
мес. |
20 |
Дисконтированный срок окупаемости |
мес. |
*** |
Предполагаемая доля инвестора в проекте – ***% от чистого денежного потока.
Показатели для инвестора |
Ед. изм. |
Значение |
Необходимые инвестиции |
тыс. руб. |
137 312 |
NPV |
тыс. руб. |
*** |
IRR (годовая) |
% |
87% |
PI (индекс прибыльности) |
раз |
*** |
Срок окупаемости |
мес. |
28 |
Дисконтированный срок окупаемости |
мес. |
*** |
Выдержки из исследования
Анализ российского авторынка
Ежемесячные продажи новых автомобилей в России в 2023 году находятся в пределах *** тыс. автомобилей. За первое полугодие 2023 года продано *** тыс. машин. Прогноз на конец года – общие продажи *** тыс. новых автомобилей.
Диаграмма 1. Продажи автомобилей, РФ, январь-июнь 2022-2023 гг., тыс. шт.
***
Прогнозируется, что дилеры будут все более активно продавать машины с пробегом. Примерно ***% движущегося парка будет перепродано в 2023 году. Изменится средний период владения автомобилем – новый срок будет около *** лет. Люди будут чаще перепродавать свои авто, поэтому изменится срок лояльности к автосервису. Продав машину, водитель, скорее всего, изменит и станцию обслуживания.
Топ-10 автомобильных марок за год значительно изменился. Если раньше на втором и третьем местах по продажам были корейские бренды, то теперь эти позиции заняли китайские производители. Причем китайские бренды приблизились к корейским в объемах продаж, однако все еще их не перегнали. А лидером рынка новых автомобилей в России остается LADA. Причем отечественный производитель в 2023 году практически удвоил продажи в годовом сравнении.
Диаграмма 2. ТОП-10 брендов автомобилей, РФ, январь-март 2023 г., шт.
***
Гарантийный парк автомобилей в России продолжает уменьшаться. По итогам 2022 года он составлял *** млн ед., в 2023 году эксперты прогнозируют снижение до *** млн ед. В 2024 году в парке будет насчитываться менее *** млн машин. Такое снижение приведет к значительному спаду загрузки сервиса официальных дилеров. Гарантийный парк будет генерировать *** машинозаездов в месяц или не более *** клиентов на один подъемник.
Ключевой показатель для рынка послепродажного обслуживания – объем движущегося автопарка. Движущийся автопарк России по итогам 2022 года снизился на *** тыс. авто или на ***%. За первое полугодие 2023 года снижение парка продолжилось и уже составило ***% или меньше на *** тыс. автомобилей.
Диаграмма 3. Движущийся парк автомобилей, РФ, 2019-янаварь-июнь 2023 гг., млн ед.
***
Второй важнейший показатель автобизнеса – средний пробег легковых автомобилей в России. Негативный тренд здесь также продолжается. За первые полгода 2023 года пробег уже ниже, чем в 2019 году. Он составляет – *** км за первые 6 месяцев 2023 года, *** км за 2022 год, *** км за первые 6 месяцев 2019 года.
При этом позитивный тренд на рынке выражается в количестве машинозаездов на автосервис. В первом полугодии 2023 года этот показатель составил *** машинозаезда, что пока не достигает докризисного уровня *** заезда в год.
Следующий ключевой показатель рынка – АRPU (средняя сумма, потраченная за год автовладельцем в сети) также вырос и составляет в среднем около *** тыс. руб.
Рынок автозапчастей
Емкость российского рынка новых автозапчастей растет в последние годы – как в деньгах, так и в единицах товара. В 2022 году емкость рынка в денежном выражении составила *** трлн руб., что на ***% выше в сравнении с 2021 годом и на ***% в сравнении с 2020 годом. В товарных единицах объемы выросли не столь значительно – с *** млрд шт. в 2020 году до *** млрд в 2022 году.
Диаграмма 4. Емкость рынка новых автозапчастей, РФ, 2020-2022 гг., трлн руб.
***
По итогам 2022 года емкость вторичного рынка автозапчастей составила *** трлн руб., в том числе для иномарок – *** трлн руб., а *** трлн руб. россияне потратили на запчасти для автомобилей отечественных брендов.
Диаграмма 5. Структура емкости вторичного рынка автозапчастей, РФ, 2022 г., трлн руб.
***
Средняя стоимость автозапчастей на легковые и легкие коммерческие автомобили (LCV) в России выросла с начала 2023 года на ***%. Средняя стоимость кузовных деталей выросла на ***% (*** руб.), элементов салона – на ***%, а лобовые стекла, наоборот, подешевели на ***% (*** руб.). Стоимость базовых расходников – масел и автохимии – выросла на ***%.
По данным аналитиков, дефицита запчастей на российском рынке в 2023 году нет. Тем не менее на рынке остается ряд деталей, с поиском замены которых могут возникнуть сложности, как правило, это подержанные двигатели в сборе и блоки управления к ним. На этом фоне цены на новые двигатели для популярных иномарок выросли в цене на ***%.
По-прежнему напряженной остается ситуация с электрооборудованием, которое в 2022 году резко стало дефицитным. На ***% подорожали блоки управления двигателем: спрос на них не падает, а предложение продолжает снижаться. Кроме того, на 5% подорожали датчики расхода воздуха.
Тормозные диски и колодки подорожали в среднем на ***% за год, причем сильнее всего – на российские и японские машины. На ***% выросли цены на лампы, но по этой номенклатуре ситуация существенно разнится в зависимости от марки. Например, для Ford такие компоненты подорожали на ***%, а для Lada, наоборот, подешевели более чем на ***%, следует из статистики. Из расходников подешевели только фильтры и неоригинальные амортизаторы.
Диаграмма 6. Финансовая емкость рынка автозапчастей, РФ, 2022 г., млрд руб.
***
Согласно исследованию Inc., выручка *** тыс. юрлиц в 2021 году составила *** млрд руб. В 2022 году эти же фирмы заработали *** млрд руб., что на ***% больше позапрошлого года. Тренд роста наблюдается третий год: в 2020 году они выручили ***млрд руб.
Растет и чистая прибыль. В 2020 году исследованные фирмы получили «чистыми» *** млрд руб., а в 2021-м – уже *** млрд руб. По итогам 2022 года тренд сохранился: совокупная чистая прибыль выросла на ***% год к году – до *** млрд руб.
Не все автомагазины и сервисы, фактически занимающиеся оптовой и розничной торговлей запчастями, а также ремонтом, используют перечисленные выше коды ОКВЭД. Поэтому в выборку не попали некоторые крупные игроки, например компания «Авторусь». Ее основной вид деятельности – «торговля розничная прочими товарами в специализированных магазинах». Выручка и чистая прибыль основного юрлица компании – «Авторусь Ритейл» – также выросла. Если первый показатель изменился незначительно, то прибыль выросла почти вдвое. В 2021 году она составила *** млн руб., в 2022-м – *** млрд руб.
Таблица 2. Финансовые показатели компаний, осуществляющих деятельность на рынке автозапчастей, РФ, 2020-2022 гг., млрд руб.
***
Причины роста выручки и прибыли автомагазинов и СТО в том, что произошел рост стоимости запасных частей и, соответственно, увеличилась их маржинальность в натуральном выражении. Рост стоимости запасных частей, в свою очередь, обусловлен ограничениями в автоотрасли, которые возникли из-за санкций.
Наивысший рост финансовых показателей произошел у компаний, торгующих автозапчастями в розницу. Об этом свидетельствует рост маржи, рассчитанной как разница между выручкой и переменной себестоимостью.
Для розничных магазинов маржинальность выросла до ***% в 2022 году, по сравнению с ***% в 2021-м. Этот показатель отражает, сколько бизнес зарабатывает. Одновременно чистая прибыль этих компаний выросла на рекордные ***% и составила *** млрд руб. (*** млрд руб. годом ранее).
Совокупная выручка у *** магазинов составила *** млрд руб. (*** млрд руб. в 2021-м). В подсчеты вошли как офлайн-, так и онлайн-магазины, поскольку этот ОКВЭД охватывает и онлайн-продажи. В 2021 году розничные продавцы запчастей получили только на ***% больше чистой прибыли, чем в 2020-м.
У оптовой торговли хоть и выше абсолютные показатели (в том числе за счет большего числа фирм в выборке), но темпы роста с 2021 года, наоборот, снизились. Тогда они получили на ***% больше чистой прибыли, чем в 2020-м, а в 2022-м чистая прибыль увеличилась лишь на ***%.
Ремонтные мастерские росли по выручке в 2022 году медленнее, чем остальные участники рынка. Выручка, подскочившая в 2021 году с *** млрд до *** млрд руб., замедлила темпы роста. Их доходы в 2022 году составили *** млрд руб.
Маржинальность СТО по итогам прошлого года находится на уровне ***% – это на 3 п. п. больше, чем в 2021 году, при этом чистая прибыль растет стабильно на ***% год от года. В 2021 году она составила *** млрд руб. (+***% к 2020 году), в 2022-м – *** млрд руб. (+***% к 2021 году).
Перечень таблиц, диаграмм, рисунков |
4 |
Резюме проекта |
7 |
Раздел 1. Описание проекта |
9 |
1.1. Идея проекта |
9 |
1.2. Преимущества бизнеса для инвесторов |
10 |
Раздел 2. Анализ рынка |
11 |
2.1. Анализ российского авторынка |
11 |
2.2. Рынок автозапчастей |
14 |
Выводы |
18 |
Раздел 3. Конкурентное окружение |
20 |
3.1. Конкурентные проекты |
20 |
3.2. Конкурентные преимущества проекта |
23 |
Раздел 4. Стратегия плана продаж |
24 |
4.1. Разработка сайта |
24 |
4.2. Участие в тендерах |
25 |
4.3. Сотрудничество с техцентрами по ремонту спецтехники |
25 |
4.4. Исходящая работа менеджеров с потенциальными клиентами |
26 |
4.5. SMM-продвижение |
27 |
4.6. Размещение объявлений на Avito |
27 |
4.7. Бюджет на маркетинговые инициативы |
28 |
Раздел 5. Организационный план |
29 |
5.1. Офис |
29 |
5.2. Постоянные затраты |
29 |
5.3. Склад ответственного хранения |
29 |
5.4. Оборудование и инвентарь |
30 |
5.5. Персонал |
30 |
Раздел 6. Финансовый план |
31 |
6.1. Допущения, принятые для расчетов |
31 |
6.2. Сезонность |
33 |
6.3. Цены |
33 |
6.4. Объемы реализации |
34 |
6.5. Выручка от реализации услуг |
34 |
6.6. Персонал |
35 |
6.7. Затраты |
36 |
6.8. Налоговые отчисления |
37 |
6.9. Расчет собственного оборотного капитала (СОК) |
38 |
6.10. Первоначальные инвестиции |
39 |
6.11. Капитальные вложения |
40 |
6.12. Амортизация |
40 |
6.13. Отчет о прибыли и убытках |
41 |
6.14. Отчет о движении денежных средств |
43 |
6.15. Баланс |
45 |
6.16. Расчет ставки дисконтирования методом WACC |
46 |
6.17. Показатели экономической эффективности |
48 |
Раздел 7. Анализ рисков проекта |
52 |
7.1. Анализ чувствительности |
52 |
7.2. Анализ безубыточности |
58 |
ИНФОРМАЦИЯ О КОМПАНИИ «VTSConsulting» |
61 |
Таблицы |
|
Таблица 1. Целевая аудитория проекта |
9 |
Таблица 2. Финансовые показатели компаний, осуществляющих деятельность на рынке автозапчастей, РФ, 2020-2022 гг., млрд руб. |
17 |
Таблица 3. Профиль конкурентного проекта AvtoALL |
20 |
Таблица 4. Профиль конкурентного проекта Autodoc |
20 |
Таблица 5. Профиль конкурентного проекта Движком |
21 |
Таблица 6. Профиль конкурентного проекта Автопрофи |
21 |
Таблица 7. Профиль конкурентного проекта Exist.ru |
22 |
Таблица 8. Ежемесячный бюджет на маркетинговые инициативы |
28 |
Таблица 9. Затраты на офисное помещение |
29 |
Таблица 10. Ежегодный бюджет на маркетинговые инициативы |
29 |
Таблица 11. Оборудование и инвентарь |
30 |
Таблица 12. Штата персонала |
30 |
Таблица 13. Описание базовых допущений |
31 |
Таблица 14. Числовые значения базовых допущений |
32 |
Таблица 15. Рост цен с учетом инфляции, без НДС |
33 |
Таблица 16. Объемы реализации заказов |
34 |
Таблица 17. Выручка от реализации заказов |
34 |
Таблица 18. Фонд оплаты труда и налоги на фонд оплаты труда, тыс. руб./год |
35 |
Таблица 19. Затраты по проекту, тыс. руб. без НДС |
36 |
Таблица 20. Распределение налоговых отчислений, тыс. руб. |
37 |
Таблица 21. Норматив собственного оборотного капитала (СОК), дней |
38 |
Таблица 22. Собственный оборотный капитал, тыс. руб. без НДС |
39 |
Таблица 23. Первоначальные вложения в развитие бизнеса, руб. с НДС |
39 |
Таблица 24. График капитальных вложений, тыс. руб. без НДС |
40 |
Таблица 25. Амортизационные отчисления, тыс. руб. без НДС |
40 |
Таблица 26. Отчет о прибылях и убытках, тыс. руб. без НДС |
41 |
Таблица 27. Отчет о движении денежных средств, тыс. руб. |
44 |
Таблица 28. Бухгалтерский баланс, тыс. руб. |
45 |
Таблица 29. Расчет ставки дисконтирования методом WACC |
47 |
Таблица 30. Показатели экономической эффективности по проекту |
50 |
Таблица 31. Показатели экономической эффективности для инвестора |
51 |
Таблица 32. Расчет точки безубыточности, тыс. руб. |
59 |
|
|
Диаграмма 1. Продажи автомобилей, РФ, январь-июнь 2022-2023 гг., тыс. шт. |
11 |
Диаграмма 2. ТОП-10 брендов автомобилей, РФ, январь-март 2023 г., шт. |
12 |
Диаграмма 3. Движущийся парк автомобилей, РФ, 2019-янаварь-июнь 2023 гг., млн ед. |
13 |
Диаграмма 4. Емкость рынка новых автозапчастей, РФ, 2020-2022 гг., трлн руб. |
14 |
Диаграмма 5. Структура емкости вторичного рынка автозапчастей, РФ, 2022 г., трлн руб. |
15 |
Диаграмма 6. Финансовая емкость рынка автозапчастей, РФ, 2022 г., млрд руб. |
16 |
Диаграмма 7. Сезонность по среднему чеку, % в зависимости от месяца |
33 |
Диаграмма 8. Сезонность по объемам продаж, % в зависимости от месяца |
33 |
Диаграмма 9. Динамика выручки по проекту, тыс. руб. без НДС |
35 |
Диаграмма 10. Распределение затрат по группам (усредненно), % |
37 |
Диаграмма 11. График капитальных вложений, тыс. руб. без НДС |
40 |
Диаграмма 12. Чистая прибыль/убыток, тыс. руб. без НДС |
42 |
Диаграмма 13. Чистая прибыль (убыток)/EBITDA, тыс. руб. без НДС |
42 |
Диаграмма 14. Денежные средства на конец периода, тыс. руб. |
44 |
Диаграмма 15. Денежные потоки по проекту накопленным итогом, тыс. руб. |
50 |
Диаграмма 16. Денежные потоки по проекту накопленным итогом для инвестора, тыс. руб. |
51 |
Диаграмма 17. Расчет точки безубыточности графическим методом, тыс. руб. |
59 |